1 января | ПН | 00:00
Погода:
Фоампласт - гидро и теплоизоляция
Магазин Мир Антенн
Медицея, центр медицинской заботы
Крым. Открытый регион - присоединиться

Агентство недвижимости "Римский Квадрат"
Специалист рынка коммерческой недвижимости Елена Канюк
Соотношение: максимальное качество по средней цене, себя оправдывает. Лозунг: Реклама должна быть ЭФФЕКТИВНОЙ, соответствует компании «Единая справочная». Благодарим компанию «Единая справочная служба» за эффективное  сотрудничество.
Система Orphus
Гороскоп на неделю (Ижевск)

Экспертное мнение (9). "Региональный портал госуслуг Удмуртии". Гость: Андрей Юрьевич Прокошев

Экспертное мнение (9). "Региональный портал госуслуг Удмуртии". Гость: Андрей Юрьевич Прокошев
Гость нашей студии: Андрей Юрьевич Прокошев, Первый заместитель министра информатизации и связи Удмуртской республики (Министерство информатизации и связи Удмуртии). Тема обсуждения: "Региональный портал госуслуг Удмуртии".
Дата: 21.11.2013
Связанные предприятия:
Агентство информатизации и связи УР, Пиком - создание и продвижение сайтов
Поделиться с друзьями:

Очередная передача, подготовленная «Единая справочная» (филиал в Удмуртии)  из цикла «Экспертное мнение». Гость нашей студии: Андрей Юрьевич Прокошев, Первый заместитель министра информатизации и связи Удмуртской республики (Министерство информатизации и связи Удмуртии). 

Тема обсуждения: "Региональный портал госуслуг Удмуртии". 

«Экспертное мнение» - проект, позволяющий каждому вести диалог с тем, кто ему по-настоящему интересен. Это ижевские и удмуртские политики и бизнесмены, общественники и деятели культуры, специалисты в самых различных областях и просто интересные собеседники, готовые поделиться с вами интересной и полезной информацией.

Задать свои вопросы гостям можно прямо на этой странице - в "Комментариях", либо в группах Вконтакте или Facebook. Вы спрашиваете, мы - отвечаем!


Выпуск №9 (текст. Аудиоверсия и Видео - в обработке)


- Здравствуйте, сегодня, у нас в гостях заместитель министра информатизации Удмуртской республики Андрей Юрьевич Прокошев. 
- Добрый день.

- Андрей Юрьевич, расскажите об основных задачах Министерства информатизации и связи Удмуртии. Структура новая, и не все знают, чем вы занимаетесь.
- Да, действительно, министерство у нас молодое. Задачи, которые были поставлены при создании министерства, заключаются, ну скажем, в таких двух областях: во-первых, это создание электронных государственных муниципальных услуг - это создание возможности обращения граждан за государственными муниципальными услугами в непосредственно электронном виде. Во-вторых, это управление процессами автоматизации в органах государственной и муниципальной власти для того, чтобы упростить взаимодействие граждан с государством. Речь идет о создании межведомственного электронного взаимодействия таким образом, чтобы документы и справки, которые находятся в ведении государственных органов, запрашивались гражданами в электронном виде, чтобы граждане ради получения справок не ходили из одного ведомства в другое. Таковы две большие задачи, вокруг которых и строится работа министерства.

- Нас больше интересует первая задача. Насколько я понимаю, основной продукт, который делает министерство, это портал госуслуг. Для чего он необходим и чем он отличается от федерального портала госуслуг?
- Действительно, существует два портала. Это единый портал государственных и муниципальных услуг, который располагается по адресу gosuslugi.ru – ресурс, на котором все государственные органы Российской Федерации размещают свои государственные муниципальные услуги. И, соответственно, второй – региональный портал, над созданием которого мы и работаем – региональный портал государственных и муниципальных услуг, на котором будут размещаться услуги, которые предоставляются только в Удмуртской республике. С началом работы этого портала появится возможность получать эти услуги в электронном виде.

Принципиальное отличие двух порталов заключается, в первую очередь, конечно, в задачах. Изначально задача единого российского портала – это объединение все органов государственной и муниципальной власти страны. Стандартизация подхода потребовала от разработчиков портала принятия решений, которые не позволяют использовать определенные функциональности, необходимые для обеспечения удобства пользования этим ресурсом. Это связано с тем, что количество субъектов взаимодействия этого портала очень велико. По нашему мнению, по мнению регионов, которые уже создали собственные порталы, на российском портале госуслуг отсутствует ряд функциональностей, необходимых гражданам. Поэтому нам и приходится создавать собственные ресурсы.

Создание собственных порталов госуслуг не противоречит федеральному законодательству. Мы имеем право создавать в регионе единую точку входа для оказания государственных и муниципальных услуг. Здесь, повторюсь, мы не являемся первопроходцами, нами изучен опыт 15 регионов страны – лидеров в этой области: Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Тюменской, Нижегородской, Самарской областей, Башкортостана и других. Все они успешно используют собственные порталы госуслуг. Что касается нас, то мы поставили перед собой задачу ориентировать не на количество переведенных в электронный вид госуслуг, а на качество.

С одной стороны, мы выполняем требования федерального законодательства: какие услуги от нас требуют разместить на региональном портале, мы размещаем. С другой  - пытаемся обеспечить качество и максимальное удобство тем, кто этим порталом будет пользоваться.

- А что за вторая задача?
- Вторая задача министерства исходит из требований ФЗ №210 от 2010 года, согласно которому при оказании государственных муниципальных услуг органы государственной и муниципальной власти не могут требовать с граждан предоставления документов, справок, сведений, которые находятся в другом органе власти. То есть, не имеют права требовать от граждан документ, который не находится у гражданина на руках. Например, тот же самый ИНН или СНИЛС, свидетельство о рождении - они находятся у гражданина на руках, и копию этих документов можно получить только у него.

Иные документы, не находящиеся на руках у гражданина, согласно закона, органы власти требовать с него не могут. Те сведения и документы, которые находятся в распоряжении органов власти, закон предписывает органам власти самостоятельно и запрашивать, а не требовать у гражданина, и это революционный подход. К сожалению, не все граждане об этом знают, и по старинке обходят ведомства, собирают справки. 

- Собрать их помогает региональный портал государственных услуг?
- Портал, на самом деле, не помогает. Помогает та инфраструктура, которая создана, в бэк-офисе, за порталом. Мы потратили, довольно большое количество времени, создавая, обучая всех государственных муниципальных служащих для того, чтобы объединить их в единое информационное пространство, в котором они не только могут обрабатывать заявки на предоставлении электронных услуг, но и осуществлять обмен электронными сообщениями, взаимодействовать, обрабатывать запросы при оказании государственных услуг. Это важный подход, и он действительно работает, у нас за время работы этого закона уже 22 тыс. запросов, они были сделаны в электронном виде, при оказании этих услуг. Это означает что 22000 услуг, возможно, 22000 граждан при оказании услуг не побежали в другой орган, не стояли спрашивать справки, а просто воспользовались своим правом при предоставлении сведений и сэкономили свое время. 

-Я зарегистрирован на федеральном портале госуслуг. Необходимо ли мне дополнительно регистрироваться на региональном?
-Нет, сразу скажу: дополнительная регистрация не нужна. Мы уже перенесли авторизацию непосредственно с федерального портала на портал региональный. Полученные вами логин и пароль действуют по всей стране – таково преимущество единой системы авторизации и аутентификации SCI, использующейся в информационных системах государственных органов власти.

- Какие функции мне, как пользователю, не может предоставить федеральный портал госуслуг, и может предоставить региональный портал?
- Начну с того, что при разработке регионального портала, при постановке задач и написании технического задания мы заложили несколько определяющих факторов, которые, с точки зрения административного регулирования, могут считаться дикостью. Так, мы обозначили, что рядовому пользователю нет необходимости знать и понимать, в каком именно государственном органе предоставляют ту или иную услугу, которую он хочет получить, нет необходимости знать, где именно он должен ее искать. Задача ставилась такая: пользователь должен зайти на портал и легко найти услугу. Это первое. 

Второе. Мы изначально сформулировали требование: пользователь, который зашел на портал, должен в три клика доходить до процесса оказания услуги, чтобы не терять время, не разбираться в гигантской функциональности, не погружаться в то множество информации, которое сопровождает процесс оказания услуги. 

И, наконец, третье – государственные услуги должны предоставлять на порте в «человеческом» виде. О чем идет речь? Вот конкретный пример: услуга – запись в детский сад. Как бы вы, зайдя на портал, искали ее?

- Хм… Скорее всего, так: нашел бы муниципальные органы власти, Управление дошкольного образования г. Ижевска, необходимый мне детский сад…
- А если есть поисковая строка? Что в ней следует написать?

- Не знаю, как правильно это сделать…
- Вот об этом и речь. Сразу возникает вопрос, а куда именно вы записываете ребенка? Наверняка большинство наших слушателей и читателей ассоциируют эту услугу с «записью в детский сад». В реальности же она называется «постановка в очередь в детское дошкольное образовательное учреждение». Там вообще нет словосочетания «детский сад». Более того, нет этого словосочетания и в административном регламенте. И даже если индексировать административный процесс оказания услуги, многие, осуществляя поиск, потерялись бы, не нашли нужной услуги.

Исходя из этого, мы изначально заложили, что услуги на нашем портале будут называться человеческим языком, что у каждой услуги будут определенные закладки, где можно найти административную информацию и административный регламент этой услуги, все нормы, ссылки на законы. Главная наша задача, таким образом, заключалась в поиске удобного и понятного каждому инструментария.

- То есть, стояла задача обеспечить предельную ясность…
-Совершенно верно. Аналогичная ситуация с записью на прием к врачу. Услуга именно так и называется, а не какими-то сложными административными терминами. Эти нормы определили подход к созданию портала. Плюс, мы попытались заложить требования к дружелюбному интерфейсу и к просто визуальному позитивному восприятия портала - визуальные ходы, которые, как мы надеемся, будут вызывать позитивные отношения у человека при обращении за государственной услугой. Этот шаг призван сломать существующий стереотип, согласно которому обращение за государственной услугой - это проблема, которую нужно долго решать.

- Действительно, люди заранее настраивают себя на решение большой проблемы.
- Если вы спросите человека о его ассоциациях с получением государственной услуги, первая его мысль будет: как бы избежать этой процедуры. Хотя тот инструментарий, та функциональность, которые появились в сети за последние десять лет – это продукт социального общества. В данном случае не стоит ничего выдумывать, нужно лишь следить за развитием социальных сетей, за последними веяниями, и пытаться совместить оказание государственных и муниципальных услуг с этими тенденциями.

Скажу откровенно, у нас не все получилось. И более того, я могу сказать, что когда мы работали над дизайном портала, нам пришлось поменять компанию-дизайна. Причина – мы зашли в тупик. Потратив полгода на маршрутизацию разных потоков, постоянно, условно говоря, били себя линейкой по пальцам, чтобы не было никаких «наворотов». В итоге пришли к тому, что портал стал максимально простым: там нет никакой анимации, сложной графики, движения, а есть максимально простой интерфейс и «правило трех кликов».

- Действительно, получилось уложиться в три клика?
- У нас получилось по некоторым маршрутам даже в два клика уложиться. Правда, есть один длинный маршрут в четыре клика.

- Перебор?
- Да, перебор. Но в основном у нас за три клика можно добраться до услуги. Мы реализовали нормальный поисковый аппарат, ищем по тегам, планируем к услугам привязывать теги с грамматическими ошибками. Перед нами не стоит задача учить граждан грамматике, наша задача – помочь человеку найти и получить услугу, и забыть до следующего обращение. Это и является нашей целью – обеспечить позитивное восприятие пользователем получения государственной услуги.

- Вы упомнили запись в детский сад, запись на прием к врачу, какие еще услуги можно найти на региональном портале?
- На вчерашний день у нас насчитывалось 109 услуг, которые можно получить через государственный портал. Сегодня к ним добавились еще 52 услуги – мы подключили блок социальной защиты. В ближайшее время к ним добавятся и другие. Исходя из того, что пользователь не должен разбираться, какие органы власти какие услуги предоставляют - федеральные, государственные или муниципальные – мы будем размещать также услуги федеральных органов власти со ссылкой на те ресурсы, где они оказываются. Это и налоговые службы, и Пенсионный фонд, и миграционная служба (паспорта), и ГИБДД (штрафы). Есть и другие проекты, которые нам, надеюсь, удастся реализовать в ближайшее время – они связаны с мобильными приложениями, с платежными сервисами.

- Сколько всего будет этих услуг в конечном итоге?
 - Есть у нас цифра, если не ошибаюсь, 242 услуги. Это то количество услуг, которое сейчас оказывается на территории Удмуртской Республики - региональными и муниципальными властями. Список постоянно меняется, но всего их порядка 240. Также мы планируем выбрать около 50 наиболее востребованных федеральных услуг, оказываемых не только гражданам, но и предприятиям – юридическим лицам. Таким образом, в конечном итоге мы будем иметь около 300 услуг, которые будут оказываться через региональный портал. Это те услуги, которые имеют регламент, которые описаны, имеют четкий выраженный процесс оказания услуги, то есть, на бюрократическом языке, имеют заявительный характер и обладают результатом.

- Когда заработает региональный портал государственных и муниципальных услуг Удмуртии?
- Мы достаточно долго откладывали его выход. Но сегодня он уже находится в опытной эксплуатации. Портал доступен по адресу uslugi.udmurt.ru

- Пока не в полном объеме?
- Он доступен не в полном объеме, часть функциональности предумышленно там отключена, часть мы сейчас тестируем прямо «по-живому», и очень надеемся на помощь людей, которые помогут нам найти какие-то неточности, что-то исправить на портале – подготовит его к вводу в эксплуатацию. Надеемся, до конца года закончится опытная эксплуатация, мы найдем и исправим все неточности, после чего переключим портал на «боевые» серверы, и он начнет работать в штатном режиме.

- Тем не менее, насколько я понимаю, уже сегодня можно что-то там испытать…
- Безусловно, и более того, я могу сказать, что на портале в штатном режиме уже работает такая услуга, как запись на прием к врачу – мы протестировали ее намного раньше и поняли, что удобнее записываться на прием с регионального портала: виден календарь, видно, какие даты свободны, какие заняты – можно выбрать и записаться. Сейчас стоит вопрос о подключении дополнительных учреждений здравоохранения, поскольку пока не все учреждениями нами охвачены.

- На какую нагрузку рассчитан региональный портал? Не случится ли так, что от переизбытка пользователей что-нибудь там поломается?
- Это очень серьезный вопрос. Скажу так, в техническом задании мы заложили возможность одновременной работы 10 тысяч пользователей - для нашей республики это значимая цифра, исходя из того, что мы имеем примерно 800 тыс. обращений в год. При этом мы понимаем, что люди могут заходить на портал просто для того, чтобы изучить какую-то информацию, посмотреть документы. Вряд ли мы перейдем через цифру 10 тыс. пользователей, но и такую нагрузку нам необходимо выдержать.

Портал для нас – лишь внешняя оболочка. Поэтому изначально мы занимались не им (нас упрекали в том, что мы работаем несколько лет, и только сейчас занялись порталом), а информатизацией органов власти. Поскольку необходимо сначала построить офис, связать информационные системы. Сейчас над оказанием услуг в электронном виде в различных учреждениях работает 6200 человек на всей территории республики. Эти люди обучены, их рабочие места снабжены защищенной сетью, предполагающей, что данные, которые приходят с портала, шифруются, передаются на рабочее место, подписываются, передаются обратно. На отработку всех этих процессов, алгоритмов у нас ушло два года, поскольку мы серьезно относимся к той нагрузке, которую предстоит испытать. Не скажу, что мы ее опасаемся, мы готовы к оперативному отслеживанию всех процессов.

- Для тех кто еще не успел столкнуться с сайтом государственных услуг, скажите, что нужно сделать для того чтобы зарегистрироваться на вашем портале.
- Это достаточно простая процедуры. Существует два способа получения логина и пароля. Логин – это номер СНИЛС, он индивидуален для каждого человека. Пароль можно активировать двумя способами. Первый – зайти на портал, нажать кнопку регистрации и заполнить обычную форму: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, номер СНИЛСа, адрес, куда будут приходить документы.

- Паспортные данные не нужны?
- Паспортные данные не нужны, они вбиваются потом, когда начинается процесс оказания услуги – для того, чтобы в услугах не заполнять эти паспортные данные, они будут копироваться из личного кабинета пользователя. Дальше, собственно говоря, необходимо нажать кнопку «отправить» и есть два способа получить код активации того пароля, который пользователь забьет в этой же самой форме. Первый и быстрый способ для ижевчан  - получить пароль по адресу ул. Пушкинская, 278, в абонентском пункте Ростелекома. Там есть специальное окно, при предъявлении паспорта и СНИЛСа можно получить код активации, который при заведении на портале активирует вашу учетную запись. Второй способ – запросить код активации по почте. Сейчас процесс отправки заказных писем налажен, письма доходят в течение двух недель.

Почему такой сложный процесс? Это связано не столько с безопасностью, сколько с юридической значимостью обращения. Предъявив паспорт - либо на почте при получении заказного письма, либо в абонентском пункте Ростелекома - вы получаете код активации, и государство понимает что именно вы получили код активации и эта пара логин\пароль, которая вам присвоена, она не скомпрометирована, что ответственность за компрометацию лежит непосредственно на гражданине. Государство, таким образом, может гарантировано в личный кабинет человека отправлять  информацию, возможно, с персональными данными, которую человек запросил в ходе оказания той или иной услуги. Не идеальный способ, но какой есть…

- Тем не менее, он страхует.
- Да, конечно, и это работает. На данный момент, если я не ошибаюсь около 6 миллионов активных записей на портале, то есть, 6 миллионов человек в стране пользуются этой ситуацией. Скажу сейчас, что у федерального министерства есть идея упростить  процедуру получения кода активации. Во всем мире сим-карты для мобильных телефонов продаются по предъявлению паспорта. И соответственно, в дальнейшем можно будет отправлять коды активации на конкретную сим-карту, как и оказывать ряд услуг с помощью мобильных телефонов.

- То есть это все абсолютно взаимосвязано?
- На самом деле даже регистрация на едином портале, на региональном портале, это не авторизация, как бы у вот этих двух порталов, это единая авторизация в нашей стране, соответственно те информационные ресурсы, которые сейчас выводятся в интернет, они будут пользоваться ими. То есть, вы просто подключились к этой системе аутентификации которая нам позволяет гарантировано создавать личный кабинет и передавать информацию этому человеку.

Вторая задача министерства опять таки исходит из требований 210 федерального закона от 2010 года, который заключается в том, что при оказании государственных муниципальных услуг с граждан органы государственной муниципальной власти не могут требовать предоставление документов, справок, сведений, которые находятся в другом органе власти, то есть, не имеют права требовать от граждан документ, которого нет у гражданина, вернее так – который не находится у гражданина, то есть, у гражданина не находится на руках, например, тот же самый ИНН или СНИЛС, свидетельство о рождении или предположим его свидетельство регистрации, то да, этот документ у него на руках и копию этих документов, он может получить только у него, на самом деле, копии документов в органах власти, там есть столько сведений о нем, а если нужна копия, он может принести, ему не надо никому в органе власти идти, то есть закон предусматривает, что не можем мы стребовать, мы – в смысле органы власти, при указании услуги можем востребовать у гражданина копии этих документов, то есть он вполне комфортно может копии этих документов принести, а те сведения, документы, которые находятся в распоряжении органов власти, закон предписывает органам власти самостоятельно и запрашивать, а не требовать у гражданина, и это очень на самом деле революционный подход, то есть, к сожалению не все граждане это знают, и по старинке обходят ведомства, собирают справки. На самом деле совершенно там довольно в большом перечне этих документов сведений, можно прийти в орган власти и смело сказать что это ваша задача, сами и связывайтесь с тем органом власти и получайте сведения, которые вам нужно.

- Спасибо.

Посмотреть все фотографии
Данная статья относится к разделам: Государственные органыАдминистрацииПаспортно-визовые службы (ФМС)
Опубликовано: Алексей Чулков
Фото: wwww.ros-spravka.ru
Поделиться с друзьями:
комментировать:
comments powered by Disqus
Смотрите также: